Выбираем отвертку — на что обратить внимание?

У вас современный автомобиль – значит, и подход к его ремонту тоже должен быть современным. Если вам необходимо поменять колесо или закрутить другие болтовые соединения в автомобиле, обязательно необходимо приобрести динамометрический ключ. Что это за ключ и чем он отличается от обычного?

Для чего нужен динамометрический ключ

Важные параметры выбора

  1. Особенности строения (конструкции) прибора.
  2. Шкала разного типа. Может иметь электронный дисплей, механическую шкалу и др.
  3. Качественность исходного материала. Это не просто датчик, это полноценный рабочий инструмент. Ему не обязательно быть выполненным из сверхпрочного сплава, имеющего твердость не менее 50 HRC, но этот параметр должен оставаться в пределах 35-40 HRC.
  4. Цена. Динамометрические ключи не относятся к разряду дорогого оборудования, поэтому все они имеют вполне умеренный ценник.
  5. Эксплуатационные особенности. Для любителей достаточно механического варианта ключа, но для сотрудников автосервиса с машинами «на потоке» уже нужно озаботиться приобретением версии для профессионалов.
  6. Надежность прибора в работе и величина погрешности измерений. Чем лучше выверен баланс рабочих характеристик, тем легче прибор использовать. Дорогостоящее оборудование имеет крутящий момент до 300 Hм, но по факту для решения основных ремонтных задач хватает среднестатических 200 Нм.

Разновидности динамометрических ключей

Стрелочные динамометрические ключи достаточно просты по своей конструкции и относятся к категории дешевого инструмента. Однако они имеют низкую точность показаний усилия затяжки, а их надежность желает оставлять лучшего. Показатели индикатора могут отличаться на ±10% от реального усилия затяжки, а максимальный крутящий момент, с которым этим инструментом можно затянуть резьбовое соединение у автомобильных ключей не превышает 280 ньютон-метров. Кроме того, визуализация показаний по стрелочной шкале сама по себе допускает определенную погрешность. Большинство профессиональных автослесарей пренебрежительно относятся к стрелочным ключам, считая их применение в авторемонте чем-то сродни кувалде, которой чинят микроскоп.

Щелчковый динамометрический ключ на профессиональном сленге автослесарей называется «трещоткой». Принцип обеспечения требуемого усилия затяжки достаточно прост. Конструкция ключа включает муфту предельного момента, которая срабатывает, при превышении . Сегодня выпускается широкая ассортиментная гамма этого инструмента, и в зависимости от выполняемой операции автовладелец может подобрать себе ключ с моментом срабатывания 40-360 ньютон-метров. Погрешность бытовых (любительских) ключей не превышает 5%, а профессиональный инструмент имеет точность, не превышающую 3% отклонения. Однако стоимость последней категории «трещоток» несколько выше. Кроме того, щелчковые динамометрические ключи следует отнести к специализированному инструменту, или к ключам предельной затяжки, предназначенному для выполнения определенных операций.

Электронные ключи имеют цифровую шкалу и расширенный функционал. Образцы со звуковой сигнализацией оповещают о достижении момента затяжки нужного значения. Цифровая шкала позволяет контролировать параметры крутящего момента в пределах 20-250 ньютон-метров, обеспечивая погрешность измерения, не превышающую 1%. Стоимость этой достаточно высока и пока электронные динамометрические ключи в основном применяются в специализированных станциях техобслуживания и сервисных центрах.

Для чего нужны динамометрические ключи?

Многие из нас применяют обычные слесарные ключи для затяжки всех встречающихся в процессе работы соединений. Однако это неправильно – в слесарных работах зачастую требуется строго соблюдать определённое усилие затяжки. Рассмотрим возможные последствия:

— Болт затянут слишком слабо:

Неплотное соединение узлов;

Возможно раскручивание соединения в процессе работы. 

— Болт затянут слишком сильно:

Разрушение болта, вследствие преодоления предела текучести (порога, при котором нагруженный болт способен восстановить свою форму после снятия нагрузки);

Срыв резьбы;

Разрушение или неэффективная работа пружинных шайб (гроверов).

Во избежание данных последствий производитель указывает необходимое усилие затяжки для ответственных соединений – как раз для его соблюдения нам и потребуется динамометрический ключ.

Разновидности наконечников

Отвертка, у которой плоский наконечник, имеет указанную ширину жала, поэтому выбор под определенный крепеж необходимого инструмента осуществляется легко. Остальные цифры маркировки указывают на величину рабочей части.

Выбор рабочей части, а именно жала – это серьезное дело. Ведь оно должна соответствовать форме крепежного элемента. Каждое жало обладает своим обозначением и соответствует определенным стандартам. Основными и самыми востребованными считают такие виды отверток:

  1. Плоская (SL). Для дома – это необходимый тип наконечника, так как с его помощью можно крепить дверную фурнитуру или розетки с выключателями.
  2. Крестовая (РН). Это самый распространенный тип устройства. Если сравнивать с предыдущим вариантом, то такая отвертка лучше соприкасается с саморезом или винтом, благодаря чему усилие при вкручивании становится больше.
  3. Крестообразная с направляющими (PZ). Выбор такого типа целесообразен для сборки мебели или для монтажа разнообразных конструкций. Отвертка со шлицом PZ используется, когда в крепежном элементе, кроме основного креста, существует еще четыре незначительных углубления.
  4. Шестигранная (НЕХ). Крутящий момент такого инструмента будет в десять раз превосходить показания крестообразной отвертки. Такой крепеж используется в автомобилях, техническом оборудовании и других элементах.
  5. Звездообразная (TORX). Имеет наконечник в виде шестиконечной звезды. Применяется редко, так как такие соединения бывают в электронной и в бытовой технике.

Пошаговая инструкция по эксплуатации для затягивания головки блока цилиндров

Для выполнения этой важной операции, при сборке блока цилиндров и головки, необходимо выбрать вид инструмента и подготовить: специальный динамометрический ключ трещотку, торцевую головку-насадку, а также немного моторного масла (чистого).

Рекомендуется придерживаться следующего порядка:

  1. Изучить руководство по ремонту и эксплуатации данного авто и определить, в какой очередности и с каким усилием (моментом) должен быть произведена затяжка ГБЦ;
  2. Смазать крепежные болты моторным маслом;
  3. Вставить болты в технологические отверстия и закрутить их руками;
  4. Установить на динамометрическом устройстве предельный уровень усилия, в соответствии с руководством по ремонту автомобиля;
  5. При первом подходе произвести затягивание болтов резьбового соединения, от середины и далее по схеме, не доводя усилие до максимального;
  6. На завершающем этапе каждый болт должен быть затянут «до щелчка» динамометрического ключа. Наглядный пример можно посмотреть на видеоролике.

Всем привет! В последнее время совсем нет времени писать в блог, активно занимаюсь диагностикой бензиновых двигателей. После просмотра видеокурсов Пахомова и углубленного изучения материальной части автомобилей многие доселе неясности при ремонте систем впрыска автомобилей рассеялись и появилось желание применить знания на практике.

Не хочу показаться хвастливым, но результаты уже есть и для начала я думаю неплохие. Извините за это небольшое отступление от темы. Сегодня поговорим на тему динамометрического ключа. Что это такое и с чем его «едят».

Применение динамометрического ключа

Не для кого не секрет, что все болтовые соединения должны затягиваться с определенным моментом. В литературе его часто обозначают как ньютон умноженный на метр. Н*м. К примеру 10 Н*м означает, что болт или гайка затянуты с моментом 10 ньютон, приложенным к плечу длиною 1 метр.

Для чего нужно затягивать болтовые соединения с определенным моментом. Ну во первых для того, чтобы соединение было прочным и не произошло самопроизвольное отворачивание. Во вторых при чрезмерной затяжке происходит срыв витков резьбы.

Мне на почту недавно прислал письмо читатель и задал вопросы: «Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля?» и «Как пользоваться динамометрическим ключом?». Отвечу на данные вопросы. Но для начала давайте познакомимся с типами динамометрических ключей.

Читайте также:  Верстак в гараже своими руками: как и из чего сделать

На сегодняшний день известны три типа динамометрических ключей. Первый тип.

Ключ динамометрический стрелочный

Данный ключ имеет рукоятку со шкалой, квадрат 1/2 дюйма с трещоточным механизмом, стрелку. Шкала динамометрического ключа имеет разметку в Н*м или кгс*м в обе стороны. По центру шкалы стоит ноль и на него первоначально указывает стрелка динамометрического ключа. Ручка ключа имеет для удобства его удержания мелкую накатку. Работает данный ключ по очень простому принципу. При затягивании болтового соединения происходит изгиб металлической ручки(пружинящая сталь) и стрелка фиксирует этот изгиб относительно ноля шкалы. Все очень просто.

Щелчковый динамометрический ключ

Советы по выбору отверток

  • Долговечность инструмента во многом определяется качеством применяющихся при производстве материалов. Наиболее прочными считаются стержни из легированной стали, содержащей молибден и кремний.
  • Что касается наконечников, лучше выбирать инструменты с оксидированным жалом. Воронение не только придает изделию черный цвет, но и повышает устойчивость к коррозии, а также улучшает сцепление.
  • Если планируется работать с мелкими элементами, обратите внимание на модели с магнитными наконечниками, помогающими удержать небольшие металлические детали.
  • Также важно обращать внимание на маркировку инструментов. Кроме указания на тип шлица она содержит информацию о размере изделия и совместимого крепежного элемента. Например, крестовые отвертки №0, имеющие стержни диаметром 4 мм и длиной до 80 мм, подходят для винтов с диаметром наружной резьбы до 2 мм.

Область применения динамометрических ключей

Авто

Для затяжки резьбовых соединений с точно заданным моментом, чаще всего, применяется динамометрический инструмент.

При сборке любой техники процесс предполагает при монтаже любого элемента применять определенный крутящий момент, тут и пригодится динамометрический инструмент.

Основным из динамометрических инструментов является динамометрический ключ купить его можно в интернет-магазине. Они бывают нескольких видов:

1. Стрелочный динамометрический ключ. Используются при работе, которая не требует высокой точности. При измерении погрешность составляет от шести до восьми процентов.

2. Щелчковый динамометрический ключ. Самый распространенный вид динамометрических ключей. Использует как профессионалами, так любителями. Чаще всего проходит на заводе калибровку, о чем должен свидетельствовать сертификат идущий в комплекте поставки. Погрешность не превышает четырех процентов.

3. Цифровой динамометрический ключ. Этот класс является наиболее дорогостоящим. Основное применение – производства, требующие высокой точности измерения крутящего момента. Погрешность не превышает одного процента.

Большой выбор автоинструмента представлен на рынке автотоваров. Ключ динамометрический купить можно по выгодной цене.

Совет

Наиболее распространенное применение динамометрических ключей – создание разнообразного промышленного оборудования. Но не редко их применяют и для сбора строительных конструкций специалистами СТО. В целом область применения динамометрических ключей распространяется на все работы связанные с необходимостью соединения чего-либо с одинаковым значением момента силы приложенного к телу.

Возможно, люди, которые сами занимаются ремонтом своего автомобиля, встречали в паспорте значения силы, с которым должны затягиваться те или иные элементы с резьбой.

Конечно, большинство игнорирует эти значения, хотя, стоит заметить, чаще всего из-за не знания возможностей по их соблюдению.

Но чтобы не сорвать резьбу, не перетянуть крепеж особо важного элемента, да и просто, чтобы отремонтированный узел служил как можно дольше, лучше всего, использовать динамометрический ключ.

Внешне это устройство напоминает трещотку, но на ней, в обязательном порядке, нанесена шкала, по которой можно определить, какой момент силы приложен к гайке во время закручивания ключом. Шкала бывает в виде манометра, в виде цифрового экрана и даже может быть высеченной на ключе. Устройство сообщает свою владельцу о достижении максимального момента силы отчетливо слышным щелчком.

Любой автоинструмент купить можно в нашем интернет-магазине.

Борис Охапкин

Остаточный крутящий момент — как проверить затянутое резьбовое соединение

Измерение Остаточного Крутящего Момента

Правильная затяжка соединения является ключевым шагом в обеспечении качества производственного процесса.

В конце производственной линии необходимо сделать еще один фундаментально важный шаг для полного контроля качества: измерить остаточный крутящий момент.

Остаточный крутящий момент — как проверить затянутое резьбовое соединение

Выбор правильной стратегии затяжки гарантирует что соединение было затянуто правильно, согласно спецификациям, но то, что происходит на стыке после того как затяжка была завершена, остается открытым вопросом, на который нужно найти ответ. Какая часть приложенного предварительного натяга осталась внутри соединения?

Читайте также:  Инструкция по применению центраторов для обсадных колонн. Выпуск 63

Для оценки остаточного момента в соединении нужен инструмент (например, электронный динамометрический ключ), который оснащен одной или несколькими стратегиями для измерения остаточного момента. Собранные данные должны передаваться в базу данных и на их основании ПО для организации контроля сможет выполнять статистический анализ для отслеживания процесса, подготовки отчетов и предотвращения ошибок, на основе теории статистического контроля процесса.

ТОЧКИ ОТРЫВА ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТА/УГЛА

Контроль точки отрыва – это предпочтительный метод для измерения остаточного крутящего момента.

В соответствии с этой стратегией на стык устанавливается электронный динамометрический ключ и прикладывается крутящий момент пока он не начнет раскручиваться, измеряя крутящий момент в точке, где винт начинает откручиваться.

В некоторых случаях, например, когда капля клея блокирует винт, точка отрыва винта не совпадает с остаточным моментом. На самом деле требуется более высокий крутящий момент, чтобы раздробить каплю клея (или чтобы преодолеть трение возникшее из-за ржавчины в соединении), тогда момент падает, чтобы впоследствии снова увеличить кол-во оборотов.

Остаточный крутящий момент — как проверить затянутое резьбовое соединение

Для проведения этого испытания электронный динамометрический ключ должен быть оснащен датчиком крутящего момента и гироскопом для измерения угла, с алгоритмом автоматического распознавания первого шага и остаточного крутящего момента в обоих случаях, показанных выше.

Некоторые модели динамометрических ключей предлагают методы определения остаточного крутящего момента с использованием алгоритма крутящего момента/времени вместо крутящего момента/угла. На показатели, полученные с помощью этой методики, влияют действия оператора и, следовательно, они менее объективны, менее стабильны и менее надежны.

До того как были разработаны электронные методы и интеллектуальные динамометрические ключи также использовалась точка отрыва на пике момента и угла, которые предоставляют реальное, но менее объективное значение автоматического распознавания.

В действительности, пик крутящего момента зависит также и от оператора, в то время как крутящий момент/угол требуют точное знание механики соединения и установку правильного значения угла:

ОТКРУЧИВАНИЕ – ЗАКРУЧИВАНИЕ

Измерить остаточный момент, используя метод точки отрыва, подразумевает возможное перетягивание испытываемого сустава (на самом деле в целом остаточный момента меньше, чем момент затяжки, поэтому вполне возможно, что значение остаточного крутящего момента не превышала номинального значения).

Остаточный крутящий момент — как проверить затянутое резьбовое соединение

Если нет желания/необходимости подвергаться риску перетягивания соединения, или, в случае приложений с использованием очень больших винтов, предпочтительно использовать метод откручивания-закручивания. Соединение откручивается на несколько градусов (например, 10, но это зависит от характеристики крутящего момента/угла самого соединения), и определяется крутящий момент для того чтобы снова затянуть его в исходное положение.

В прошлом положение винта отмечалось с помощью маркера и откручивание-закручивание проводилось вручную:

В наше время современные электронные динамометрические ключи с гироскопом предлагают выполнить эту стратегию в гораздо более простой форме для оператора.

КОНТРОЛЬ МИНИМАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА

Некоторые производители автомобилей проверяют затянутые болты с помощью ломанного электронного ключа. Если ключ сбрасывается, но не крутит болт, это значит, что болт не отвинчивается после затяжки.

Этот метод имеет один недостаток: невозможность измерить и отследить фактическое значение остаточного момента в соединении. Кроме того, при использовании ключа ломанного типа, всегда существует риск перетягивания во время этой операции.

Остаточный крутящий момент — как проверить затянутое резьбовое соединение

С помощью современного электронного динамометрического ключа, оснащенного гироскопом, можно провести быструю проверку зажима (без измерения остаточного крутящего момента), применяя крутящий момент и следя, чтобы крутящий момент достиг определенного значения (как правило, минимального момента затяжки) в пределах определенного угла вращения (как правило, очень маленький). Таким образом, проверка выполняется быстро и автоматически, и любое чрезмерное затягивание может быть обнаружено непосредственно динамометрическим ключом.