Степени очистки поверхности металла: ГОСТ 9.402, ИСО 8501

Бетонная пыль, которая в процессе эксплуатации бетонных полов, появляется на поверхности последних, вредное для человеческого организма вещество. Избавиться от неё можно разными способами. Многие предпочтение отдают простому варианту – шлифовка бетона. Разберёмся, что собой представляет эта технология, какие инструменты и приспособления для этого применяют, а также обозначим некоторые нюансы технологического процесса.

Выполнение матирования кузова

Содержание

  • Выполнение матирования кузова
  • Использование шлифмашинки
  • Использование ручного инструмента – рубанка
  • Шлифовка с водой
  • Обзор рынка орбитальных шлифмашинок
  • Обзор рыка рубанков

У шлифовки есть другое название – матирование (матование). Матованием называют процедуру по нанесению на кузов авто мелких царапин абразивными материалами. Цель манипуляции – улучшение адгезии всех последующих слоев (грунта, краски, лака и так далее).

Если участок матования незначительный, используется простая наждачная бумага или скотч-брайт. Большие участки кузова обрабатывают шлифовальной машинкой. При этом существует определенная взаимосвязь между зернистостью абразивного материала и последующей работой:

  1. сведение глянца перед окраской – требуется абразив от Р120 до Р180;
  2. зачистка поверхности до железа – Р80.

Все работы по шлифовке автомобиля необходимо выполнять в маске, так как процесс связан с большим пылеобразованием. Маску можно заменить респиратором.

ГОСТ Р ИСО 8501-1-2014

Подготовка стальной поверхности перед нанесением лакокрасочных материалов и относящихся к ним продуктов. Визуальная оценка чистоты поверхности. Часть 1. Степень окисления и степени подготовки непокрытой стальной поверхности и стальной поверхности после полного удаления прежних покрытий.Статус на 2020 год: действующий.Международный стандарт ISO 8501 был разработан Шведским институтом стандартизации (), затем в 1988 году переведён на русский язык, дополнен в 1994 и в 2007. С 2014 года становится национальным стандартом РФ ГОСТ. Утверждён и введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 июля 2014 г. N 697-ст.

Обозначение степени очистки Характеристика степени очистки Описание очищенной поверхности
Sa 1 Слабая абразивная струйная очистка При осмотре без применения увеличительных приборов поверхность должна быть свободной от масла, консистентной смазки и грязи, а также от легко отделимой прокатной окалины, продуктов коррозии, лакокрасочных покрытий и посторонних частиц.
Sa 2 Тщательная абразивная струйная очистка При осмотре без применения увеличительных приборов поверхность должна быть свободной от масла, консистентной смазки и грязи, а также от большей части прокатной окалины, коррозии, лакокрасочных покрытий и посторонних частиц. Допускается наличие на поверхности трудно отделимой остаточной прокатной окалины.
Sa 2 1/2 Сверхтщательная абразивная струйная очистка При осмотре без применения увеличительных приборов поверхность должна быть свободной от масла, консистентной смазки и грязи, а также от прокатной окалины, коррозии, лакокрасочных покрытий и посторонних частиц. Любые оставшиеся следы очистки допускаются в виде бледных пятен, точек или полос.
Sa 3 Абразивная струйная очистка до видимой чистой стали При осмотре без применения увеличительных приборов поверхность должна быть свободной от масла, консистентной смазки и грязи, а также от прокатной окалины, коррозии, лакокрасочных покрытий и посторонних частиц. Она должна иметь равномерный металлический цвет.

Данный стандарт чистоты поверхности ISO 8501-1:2007 издается в Швеции в виде книги с твердым переплётом и фотографиями-эталонами, выполненными особым способом печати на пластиковых подложках. Визуальные эталоны демонстрируют четыре уровня окисления (коррозии) металлической поверхности без покрытия, а также эталоны четырех степеней очистки корродированных поверхностей, очищенных при помощи абразивоструйного метода (всего 28 фотографий). Поверка этой книги не требуется и невозможна, так как сама книга — и есть эталон.

Читайте также:  Нужно ли применять торфяные горшочки для выращивания рассады?

Полировочные пасты

  • пемзу,
  • силикат или оксид алюминия,
  • диоксид кремния,
  • циркон.

Для работы удобно поместить полировочную пасту в перстневидный держатель.

  • Detartrine (абразив — кремнезем),
  • Detartrine Z (абразив истолченный циркон и кремнезем),
  • Detartrine Fluoride (окись циркония и ионизированный фтор).
  • Prophylactic Paste (фирмы PD) — ароматизированная полировальная паста с антисептиком.
  • Clean-Polish — паста для полирования и паста Super-Polish — паста для финирования и отбеливания фирмы Hawe Neos Dental, Швейцария.
  • Sistalicine (Pierre Rolland) — специальная паста для полирования зубов после снятия зубных отложений.
  • RDA 250 (голубая полоса) — для удаления плотного налета, грубой обработки,
  • RDA 170 (зеленая полоса) — для удаления плотного налета,
  • RDA 120 (красная полоса) — мелкодисперсная паста для удаления незначительного налета,
  • RDA 40 (желтая полоса) — экстра мягкая паста для финишного полирования зубов и пломб.

«Действительно ли путем полировки коллекторов можно увеличить мощность двигателя?

Владислав Раскин, г. Минск».

Автоспортсмены не случайно увлекаются полировкой коллекторов. Действительно, такая доработка в комплексе с другими мероприятиями позволяет повысить мощность двигателя.

Впускные и выпускные коллекторы, как правило, изготавливают путем литья, по-этому их внутренняя поверхность имеет повышенную шероховатость. При прохождении воздуха или газов через коллектор такие неровности способствуют хаотической турбулезации потока, что создает дополнительное сопротивление прохождению воздуха. В результате пропускная способность воздушного (газового) тракта снижается. Это и приводит к небольшим потерям мощности мотора.

«Действительно ли путем полировки коллекторов можно увеличить мощность двигателя?

При массовом производстве двигателей устранять подобные «недоработки» экономически невыгодно, так как коллекторы имеют очень сложную конфигурацию. А вот в «домашних» условиях эта задача вполне выполнима.

Полировка выпускного коллектора положительно отражается на мощности любого типа двигателей, так как при меньшем сопротивлении на выпуске улучшается очистка цилиндров от отработавших газов, что способствует лучшему их наполнению свежим зарядом. А чем больше в цилиндрах сгорает топливовоздушной смеси, тем выше выдаваемые двигателем крутящий момент и мощность.

В случае с впускным коллектором положительный эффект достижим не во всех типах моторов. Например, в карбюраторных и с моноинжектором полировка может ухудшить смесеобразование, что отрицательно сказывается на выходных характеристиках мотора. Объясняется это тем, что при попадании в коллектор топлива определенная его часть (тяжелая фракция) оседает на шероховатых стенках кол-лектора и в дальнейшем под воздействием температуры и потока воздуха испаряется. Кроме того, шероховатость поверхности обеспечивает дополнительное завихрение воздушного потока, что способствует лучшему смешиванию воздуха с испаряющимися частицами топлива. Если стенки отполировать, это топливо из-за наклона коллектора и под воздействием потока всасываемого воздуха будет стекать в цилиндры, нарушая соотношение «воздух-топливо». После полировки снижается и турбулезация воздушного потока, поэтому процесс смесеобразования проходит хуже.

Такая обработка коллекторов улучшает силовые характеристики моторов с распределенным и непосредственным впрыском топлива. В таких системах питания бензин подается форсунками в зону впускного клапана или в цилиндры, поэтому на стенках впускного коллектора оно не оседает, а значит, не стекает в цилиндры.

Стоит заметить, что полировать коллекторы серийных моторов вряд ли имеет смысл, так как наибольший эффект от этой операции проявляется на оборотах, близких к максимальным, и особенно в спортивных высокооборотистых двигателях. При обычной езде, когда стрелка тахометра редко приближается к красной зоне, ощутить увеличение сил от такой модернизации практически невозможно. В то же время полировка каналов коллектора – процесс трудоемкий, требующий специального инструмента, терпения и времени.

«Действительно ли путем полировки коллекторов можно увеличить мощность двигателя?

Улучшить наполняемость цилиндров свежим зарядом можно убрав ступеньку перехода от коллектора к впускному окну головки блока. Этот барьер образуется в результате несоответствия конфигурации и размеров стыкующихся каналов го-ловки блока цилиндров и коллектора. Именно эта ступенька создает серьезные препятствия для впуска свежего заряда.

Читайте также:  Как выбрать перфоратор? Обзор популярных моделей перфораторов

Подготовил Александр ПРАВИЛЬНЫЙ

Зачистка полипропиленовых труб

Имеется несколько способов зачистки, каждый из них предназначен для конкретного армирующего слоя.

Внешний слой. Если армирование наносится в качестве верхнего слоя полипропиленовой трубы, то оно станет помехой при соединении конструкции с фитингом. Тогда входящий в него участок трубы плавится во время монтажа. Если же преминуть зачисткой, то расплавленный алюминий не сможет скрепиться с расплавленным полимером. В таком случае ничего не будет обеспечивать герметичность соединения. Она нарушится сразу после пуска системы.

Внутренний слой. Несмотря на то что расположенный между полипропиленовыми слоями алюминий не используется при сварке, ему все равно нужна качественная зачистка. Она необходима для того, чтобы препятствовать взаимодействию алюминия и воды. Если в трубопроводе произойдет скачок потенциалов, то есть риск возникновения электрохимических процессов. Они могут целиком разрушить алюминиевый слой.

Подсказка! Наложить армирующий слой алюминия можно цельно либо с отверстиями. Если имеется выбор, то гораздо более предпочтителен второй вариант. Перфорированный алюминиевый слой отличается хорошим сцеплением, также для него не нужно клея. Кроме того, зачистка трубы с перфорированным алюминием производится намного быстрее.

Армирование стекловолокном. В таком варианте не требуется зачистка для полипропиленовых труб своими руками. Между слоями полипропилена размещается тонкая стенка стекловолокна. Она не контактирует с фитингом, также не испытывает воздействие жидкости. Одним из преимуществ такого метода является то, что надежное крепление труб достигается без дополнительных работ. Но отсюда вытекает один недостаток — на такие изделия резкие температурные перепады оказывают большее воздействие, чем на варианты с алюминиевым армированием.

Полировка алюминия в домашних условиях

Для восстановления характерного блеска алюминиевой поверхности в домашних условиях применяют различные народные способы и средства бытовой химии.

Средства и приспособления

Что нужно иметь под рукой, чтобы избавиться от царапин и тусклости, вернуть изначальную эстетику предметов: для этого применяют специальную пасту для полировки алюминия. Также можно справиться с проблемой с помощью ряда обычных средства из моющего арсенала и продуктов из кухни, среди которых:

  • раствор мыла;
  • средства для очистки стекла и фарфора;
  • винный камень, столовый уксус;
  • пищевая сода, соль, лимон, спирт;
  • щавель, кислое яблоко, кефир.

Кроме этого, понадобится следующий набор приспособлений для полировки алюминия:

  • наждачная бумага мелкой и средней зернистости;
  • диски для полировкис войлочным покрытием;
  • металлическая щетка;
  • ветошь.

Выбирая средства и приспособления для полировки алюминиевых изделий в домашних условиях, следует учитывать состав и особенности обрабатываемого материала. Пищевой алюминий не стоит шлифовать абразивами, здесь уместны щадящие способы устранения дефектов.

Предварительная очистка

Если планируется работа с окрашенной деталью, на начальном этапе процедуры необходимо провести предварительную очистку, удалить остатки покрытия и частицы окислений. Для этого используются различные растворители и абразивные материалы.

Полировка винным камнем

Отлично справляется с потемнением и налетом на металле раствор винного камня:

Полировка алюминия в домашних условиях
  • в емкости с горячей водой растворяют винный камень, добавляют лимонный сок и доводят до кипения;
  • в остывшем растворе смачивают мягкую салфетку и протирают алюминиевые предметы до зеркального блеска.

Полировка алюминия может производиться винным камнем

Если винный камень разбавить небольшим количеством воды до пастообразной консистенции, можно получить эффективное средство от нагара, окислений и различных загрязнений на металлических изделиях.

Применение полироля

Как специальное средство для ухода за алюминиевыми изделиями, полироль имеет ряд достоинств:

  • способствует быстрой ликвидации царапин и других визуальных дефектов;
  • позволяет отполировать алюминиевуюповерхностьдо зеркального блеска;
  • не содержит аммиак и другие агрессивные вещества;
  • образует защитный слой, обеспечивает барьер от окислений.
Читайте также:  14 советов, какой выбрать сварочный инвертор для дома и дачи

Паста для полировки алюминия в Москве и других регионах представлена в большомразнообразии ассортимента.

Нюансы применения полироля:

  1. Поверхность предварительно очищается от красящих покрытий и загрязнений с применением металлической щетки.
  2. Поочередно абразивом средней и мелкой зернистости устраняются шероховатости.
  3. После шлифовки на алюминий наносят пасту и натирают круговыми движениями с применением ветоши до отражающего эффекта.
  4. Остатки средства удаляют чистой салфеткой.

Чтобы повысить сопротивляемость к мелким царапинам и загрязнениям, поверхность после полировки покрывают лаком.

Правила и нюансы проведения шлифовки

Разобравшись, чем шлифовать бетон, переходим к технологии проведения этого процесса. Как и любой строительный процесс, он делится на два основных этапа: подготовительный и само шлифование.

Подготовка бетонного пола

Сразу надо оговориться, что если требуется провести в теле напольного основания какие-то изменения, то это надо делать именно сейчас. К примеру, формирование штроб, отверстий и прочего. Затем основа из бетона осматривается на предмет качественного состояния:

  • торчащие из пола куски арматуры или другого металлического профиля срезаются вровень с плоскостью;
  • трещины, сколы и другие дефекты ремонтируются и выравниваются с основной плоскостью;
  • идеально – простучать всю поверхность и определить «слабые» места, которые лучше вскрыть и залить бетонным раствором;
  • если залитая стяжка имеет большие перепады в плоскости, то лучше к шлифованию не приступать, надо выровнять полы;
  • шлифование бетона шлифовальной машинкой можно начинать через несколько дней после заливки раствора, старые конструкции шлифуются после проведения подготовки.
Правила и нюансы проведения шлифовки

Подготовка бетонного пола к шлифованиюИсточник

Шлифовка

Подходить к подбору абразивного инструмента надо индивидуально с учётом качества бетонной поверхности. К примеру, для удаления первого слоя лучше использовать насадки размерами 30-40. Если требуется достичь декоративного эффекта пола, то лучше использовать приспособления размерами не ниже 40. При этом само основание становится очень прочным и приобретает высокий эксплуатационный ресурс. И если требуется отполировать поверхность, то лучше использовать насадки размерами 1500-3000.

Итак, процесс шлифовки пола из бетона делят на четыре этапа:

  1. Сначала весь бетонный пол покрывают специальными пропитками. С их помощью бетонную конструкцию упрочняют.
  2. Проводят процесс шлифования. Если используется мокрый способ, то предварительно пол покрывают водой.
  3. В труднодоступных местах производится шлифовка бетона болгаркой.
  4. После окончания операции основание очищается от пыли.

Обычно в таком виде бетонный пол не оставляют. Его или красят, или покрывают бесцветным лаком. Если требуется заглянцевать поверхность, то проводят полировку.

В труднодоступных местах используют болгаркуИсточник

Правила и нюансы проведения шлифовки

Как было сказано выше, небольшие площади можно обработать болгаркой. Надо сказать о том, что работа со шлифовальными машинками безопасна для человека. Что не скажешь о болгарке. Поэтому рекомендуем ознакомиться с мерами предосторожности во время работы с этим электроинструментом:

  • насадка на болгарку для шлифовки бетона должна прочно устанавливаться на рабочий орган инструмента;
  • сама болгарка должна быть в исправном состоянии;
  • освещение пола должно быть отличным;
  • респиратор, очки, рукавицы, спецобувь и одежда – обязательные атрибуты производителя работ;
  • нельзя перегревать электроинструмент, время постоянной работы – 15 минут, затем небольшой перерыв, в течение которого болгарка должна остыть;
  • торопиться нельзя, внимание и аккуратность.

Окрашивание

Неглубокие царапины на глянцевом пластиковом изделии можно убрать, закрасив их краской для пластмассы.

  1. Зачистите края царапин так, чтобы не было выступающих фрагментов. Обезжирьте поверхность и протрите от мельчайших частиц.
  2. Закрасьте подготовленный участок, используя наиболее удобный инструмент (кисти, валики, губки), в зависимости от масштаба окрашивания.
  3. Сотрите излишки краски и дайте полностью просохнуть.

Время высыхания каждой краски производитель указывает в инструкции по применению.